Этапы развития ребенка (что может насторожить)

Модераторы: Элис07, Администратор, Andreygenybr

Этапы развития ребенка (что может насторожить)

Сообщение Andreygenybr 12 авг 2010, 16:21

«Тревожные» признаки нарушения нервнопсихического развития детей на первом году жизни помогут педагогу, родителям своевременно обратить на них внимание и начать коррекционную работу.

Новорожденные (первый месяц жизни)

* отсутствие реакции на звуковые, болевые, температурные раздражители;
* слабый монотонный крик;
* низкая масса тела;
* угнетение спонтанной двигательной активности;
* увеличение или уменьшение окружности головы;
* неполноценный акт сосания (поперхивания);
* тремор конечностей - грубый, маятниковый;
* нарушения в рефлекторной сфере (отсутствует или слабо выражены защитные рефлексы, рефлексы опоры, рефлексы Бабкина и др.- оценивает доктор)

Коррекционные направления
1. Массаж лица, губ, языка – при сниженном напряжении мышц используется постукивание, поглаживание вокруг рта, при повышенном напряжении- вибрационные движения.
2. Артикуляционная гимнастика (упражнения основаны на безусловных рефлексах). Занятия проводятся только с детьми, находящимися на исскуственном вскармливании. Используют постукивание по кончику высунотого языка- кроха автоматически прячет язык в полость рта; салфеткой захватывают язычок и производят движения вправо- влево, вверх- вниз несколько раз подряд.
3. Дыхательная гимнастика: упражнения распределять в течение всего дня, одномоментно в период бодрствования не более одного упражнения, чтобы не спровоцировать гипервентиляцию и судорожные состояния. Используются следующие упражнения:

* Разведение рук в стороны и сведение к груди с легким надавливанием на грудную клетку на выдохе;
* Поднимание рук вверх и возврат к груди с легким надавливанием на грудь на выдохе;
* Ребенок в положении на правом боку. Левая рука вверх и приводится к грудной клетке на выдохе. Меняем положение – переворачиваем на левый бок и повторяем упражнение.

Каждое упражнение делаем несколько раз.
4. Развитие длительного зрительного сосредоточения и слежения:

* яркая игрушка 50 - 70 см. от глаз;
* лицо взрослого;
* черно - белые контрастные игрушки и картинки: в изножье кровати на листе формата А4 изображены волнистые линии, концентрические круги, силуэты игрушек.

5. Развитие слухового сосредоточения:

* Через прислушивание к мелодичному звучанию погремушек, колокольчиков, музыкальных игрушек;
* побуждать прислушиваться к звучанию человеческого голоса ( речь и пение взрослого);

6. Вызывать ответную улыбку. Если ребёнок в ответ на обращение не улыбнётся, вызывать рефлекторную улыбку (поглаживая уголки губ, надавливая на верхнюю часть грудины), можно использовать кисточки, пуховки и т.д. Обязательно одновременно эмоционально разговаривать с малышом.
7. На фоне эмоционального контакта вызывать речевые проявления: ребенок в основном произносит гласные звуки (а, о, у, и)


От 1 до 3 месяцев.

1. Отсутствие кратковременного зрительного и слухового сосредоточения;
2. Диффузная мышечная гипотония, либо повышенный мышечный тонус, приводящие к ограничению обьема активных движений;
3. Симптом «заходящего солнца» - это белая полоска между верхним веком и радужкой – ребенок выглядит «удивленным»;
4. Тремор (подергивание) конечностей грубый, маятникообразный;
5. Ассиметрия ягодичных складок, кривошея, нарушение разведения бедер.
«Слабые» установки кистей рук и стоп.

Коррекционные направления
Те же, плюс:
1. Развивать ощущение поворота головы при длительном звуке или в сторону голоса взрослого ( взрослый ходит вокруг кровати и разговаривает).
2. Нормализация положения кисти и пальце рук: при приведении первого пальца или сильно сжатых кулачках вложить в ладошку твердый шарик, палочку по диаметру ладони.
3. При повышенном напряжении мышц ладони - поглаживать от пальцев к центру. Можно использовать мех, щеточки. В расслабленную ладонь вложить игрушку по размеру ладошки.
4. Укрепление мышц руки – по направлению от локтя к пальцам сильное растирание чередовать с поглаживанием.
Вкладывать игрушку в ладонь, зажимать. Во всех случаях следить за правильной укладкой большого пальца.

От 3 до 6 месяцев.
1. Блуждающие движения глазных яблок без фиксации предметов взглядом.
2. Не поворачивает голову на звук.
3. Нет «комплекса оживления»: не улыбается, гуление редкое, звуки не имеют эмоциональной окраски.
4. Скованность позы за счет повышенного мышечного тонуса или поза «лягушки» вследствие диффузной мышечной гипотонии.
5. Нарастание окружности головы больше, чем 2 см за 1 месяц.
6. Симптом Грефе (полоска между верхним веком и радужкой- «удивляется») при перемене положения тела, испуге; косоглазие.
4. Тремор рук и подбородка при возбуждении и испуге (не обязательно грубый).
5. Ассиметрия ягодичных складок, кривошея, нарушение разведения бедер.
6. «Слабые» установки кистей, стоп, плохое удержание головки.

Коррекционные направления
1. Структуру коррекционного воздействия сохраняем прежней.
2. В комплекс артикуляционной гимнастики включаем активные упражнения с пищевым подкреплением:

* · Побуждаем тянуться к соске, смоченной сиропом, витаминным гелем, сладкой палочке и т.д. поводив по губам соской и отодвигая ее впоследствии - ребёнок сам собирает губы в трубочку и вытягивает их.
* · Языком слизывать сироп с нижней и верхней губы по очереди, из уголков губ справа и слева до 4-5 раз подряд.
* · Капаем пипеткой сироп на корень языка (небо)- малыш язычком размазывает его по рту.
* · Поим ребенка из ложечки маленькими глоточками.

3. Зрительное слежение переводим в вертикальную плоскость: малыша взяли на руки и показываем ему предметы комнаты, членов семьи, игрушки.
4. Увеличиваем поле поиска звучащих предметов и источников звука по сравнению с предыдущим возрастом: выложили ребенка на пол и ходим вокруг него по комнате, разговаривая с ним при этом.
5. Развиваем гуление, активно используя эмоциональное общение.
6. Учим захватывать висящие перед грудью игрушки, используя разную фактуру последних (гладкие, шершавые, меховые, матерчатые, пластмассовые, резиновые).

От 6 до 9 месяцев.

Тревожные моменты.
1. Бедность эмоций (отсутствие смеха, радостных вскрикиваний, игрушки не вызывают интереса)
2. Окружность головы больше 46 см.
3. Ограничение активных движений, связанное с повышением мышечного тонуса или его понижением (диффузном или локальном).
4. Отсутствие произвольного захвата игрушки, перекладывание ее из руки в руку.
5. Ребенок не переворачивается или переворачивается преимущественно в одну сторону; поза «фехтовальщика» при повороте головы в сторону.

Коррекционные направления.
1. Дорабатываем отстающие линии развития (может быть задержка в зрительном, звуковом сосредоточении, задержка в развитии хватания, других движений).
2. Пассивная артикуляционная гимнастика с сопротивлением (если язык слабый, безвольный, то можно его тянуть с помощью салфетки из полости рта и ребенок будет втягивать язычок обратно или можно препятствовать пальцем вываливанию языка из полости рта).
3. Переклички на имеющихся слогах.
4. Формируем поисковую реакцию на вопрос «Где?».
Малыша необходимо поднести к предмету, находящемуся на одном месте и несколько раз спросить, например: «Где мишка?». Ребенок должен указать на предмет (потянуться или показать пальцем).
5. Игра «Прятки» под салфеткой.
6. Действия руками – игры «Сорока», «Гули», «Ладушки» и т. д.
7. Развиваем и усложняем функции захвата и манипуляций (катать, вынимать, открывать, нажимать и т.д.), используя при этом все игрушки-вкладыши (кастрюли, матрешки, баночки).
8. Игры на противопоставление (би-ба-бо).

От 9 до 12 месяцев.

Тревожные моменты.
1. Ребенок не пытается активно контактировать с взрослым.
2. Ответные эмоциональные реакции бедны.
3. опора на носки, а не на полную стопу.
4. Выраженное ограничение действий либо правой, либо левой рукой.
5. Не садиться самостоятельно, а посаженный сидит неустойчиво.

Коррекционные направления.
1. Артикуляционную гимнастику дополняем предметами (трубочки, шарики, салфетки и т.д.). Например: в трубочки дуем, учимся сплевывать, надуваем легкий шарик, дуем в дудочку.
2. Учим понимать слова «дай», «найди», «принеси», «положи».
3. Учим выполнять различные действия с сюжетными игрушками: лошадку, собачку, мишку, куклу кормим, умываем, укладываем спать.
4. Различная пальчиковая гимнастика с потешками.
5. Соотносим предмет с картинкой: показываем предмет – « это мишка», затем показываем этот же предмет на картинке – «это мишка» и так несколько раз.
6. Обучаем орудийной деятельности: сачком вылавливаем игрушки из воды, даем ложку, карандаш в ручку.

12 месяцев.
Тревожные моменты.
1. Игра носит разрушительный, а не конструктивный характер.
2. Речь лепетная, мало слогов, нет слов.
3. Ходит с поддержкой неустойчиво за счет опоры на носки либо из-за разболтанности суставов.
4. Выраженное ограничение действий у той либо другой руки.

Коррекционные направления.
1. Все виды артикуляционной гимнастики.
2. Стимулируем вызывание лепета, новых или облегченных слов посредством:
· Показа с сюрпризом (что-то накрыли салфеткой - «что это?», с интересом, с эмоциями)
· Отрабатывания сюжетных действий с сюжетными игрушками (для кормления куклы дается ложка)
· Соотносим игрушки, предметы с изображениями на картинках.
· Учим находить нужную игрушку среди 2-х, 3-х игрушек.
· Выполнение поручений (найди, принеси, дай, положи и т. д.)
· Обязательна пальчиковая гимнастика в основном в сопровождении потешек «сорока», «гули» и т. д.
· Занятия на развитие ощущений: размазывать рукой крем, давать в руки мех, пушок, рвать бумагу.
· Используем «почтовый ящик», доску «сегена».

К намеченным путям коррекции необходимо добавлять, или наоборот , уменьшать требования, предъявляемые к ребенку, исходя из особенностей его нервно-психического развития. Темп и сила коррекции должны соответствовать возможностям ребенка!



Спицына Л.А., дефектолог
Andreygenybr

 
Сообщений: 33
Зарегистрирован: 29 апр 2010, 23:02

Re: Этапы развития ребенка (что может насторожить)

Сообщение Aleksandra 14 сен 2010, 00:17

Спасибо! очень полезная информация, часто родители это пропускают, считают, что всё нормально, а потом бац и как снег на голову. Вот из личного опыта, только сейчас я понимаю какие важные моменты (очень маленькие, на которые никто в своё время не обратил внимания) не прошла моя Дарья, но это я поняла наблюдая за своим годовалым сейчас сыном. Всем родителям надо объяснять, что ребёнок должен делать в каком месяце. Первый год это основа всего! Не перестаю удивляться, как такая кроха за год! научается ходить, понимать, выполнять инструкции, пытаться болтать и тд. И любая мелочь может вышибить эту программу и дать сбой всего.
Aleksandra

 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 14 май 2010, 23:21

Re: Этапы развития ребенка (что может насторожить)

Сообщение Zkseniya 29 апр 2011, 19:46

Никто не объясняет никакие моменты, пока сам не поймешь. К сожалению!
Zkseniya

 
Сообщений: 23
Зарегистрирован: 29 апр 2010, 20:42
Откуда: Иркутск

Re: Этапы развития ребенка (что может насторожить)

Сообщение Кошка38 30 апр 2011, 07:52

Zkseniya писал(а):Никто не объясняет никакие моменты, пока сам не поймешь. К сожалению!


Да! Полностью согласна! До 1,5 лет где-то доказать никому не могла, что что-то не так, не просто не говорят, еще.... как ни странно, не верят.... а потом.... потом с удивлением спрашивают, а что с самого начала ничего не было видно? :unknown:
Аватара пользователя
Кошка38

 
Сообщений: 74
Зарегистрирован: 29 апр 2010, 18:43


Вернуться в Лечение и реабилитация (открытый).


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron